Список литературы,
прямо или косвенно использованной
при написании романа «Кассия»

 

Вполне вероятно, что какие-то работы я забыла включить в список, и они будут добавлены впоследствии, если я о них вспомню :)

Кое-что из этого списка есть в сети; см., в частности, в моей библиотеке и в библиотеках сайта "Византийская держава" (там много ссылок и на другие библиотеки).

 

Список сокращений:

ABAnalecta Bollandiana

BBA — Berliner Byzantinische Arbeiten

Byz — Byzantion

BZ — Byzantinische Zeitschrift

CFHB — Corpus Fontium Historiae Byzantinae, Series Berolinensis

CSHB — Corpus scriptorum historiae Byzantinae

DOP — Dumbarton Oaks Papers

ÉO — Échos d’Orient

IconoclasmA. Bryer, J. Herrin (eds.), Iconoclasm. Papers given at the Ninth Spring Symposium of Byzantine Studies. University of Birmingham. March 1975 (Birmingham, 1977)

JÖB — Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik

PGJ. P. Migne (acc.), Patrologiae cursus completus. Series graeca, vol. 1–161 (Parisiis, 1857–1866)

RB — Revue bénédictine 103 (1993): A. Dierkens, D. Misonne, J.-M. Sansterre (ed.), Le monachisme à Byzance et en Occident du VIIIe au Xe siècle. Aspects internes et relations avec la société. Actes du colloque international organize par la Section d’Histoire de l’Université Libre de Bruxelles en collaboration avec l’Abbaye de Maredsous, 14–16 mai 1992

RÉB — Revue des Études Byzantines

ROC — Revue de l’Orient Chrétien

TMTravaux et Mémoires du Centre de Recherche d'Histoire et Civilisation byzantines

ВБ — Византийская библиотека

ВВ — Византийский Временник

ЖМНП — Журнал Министерства Народного Просвещения

ЗИАН — Записки императорской Академии Наук по историко-филологическому отделению

ЗРВИ — Зборник радова Византилошког института

 

 

*************************

 

  1. N. Adontz, «L’âge et l’origine de l’empereur Basile I», Byz 8/2 (1933) 475–500
  2. N. Adontz, «La partée historique de “l’Oraison funèbre de Basile I” par son fils Léon VI le Sage», Byz 8/2 (1933) 501–513
  3. D. Afinogenov, «The Brid-show of Theophilos: Some Notes on the Sourse», Eranos (Acta Philologica Suecana) 95 (1997) 10–18
  4. D. Afinogenov, «The Date of Georgios Monachos reconsidered», BZ 92/2 (1999) 437–447
  5. H. Ahrweiler, Byzance et la mer. La marine de guerre, la politique et les institutions maritimes de Byzance aux VIIe–XVe siècles (Paris, 1966)
  6. H. Ahrweiler, «Sur la carrière de Photius avant som patriarcat», BZ 58 (1965) 348–363
  7. Ἀκολουθία τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν Εὐθυμίου ἐπισκόπου Σαρδέων τοῦ ὁμολογήτου. Θεωρηθεῖσα ἐπιδιορθωθεῖσά τε καὶ ἐπιμελῶς ἐπεξεργασθεῖσα ὑπὸ Ἰακώβου ἱεροδιακόνου (Ἐν Ἀθήναις, 1852)
  8. P. J. Alexander, «Religious Persecution and Resistance in the Byzantine Empire of the 8 and 9 centuries: methods and justification», Speculum 52 (1977) 238–264
  9. P. J. Alexander, «The Iconoclastic Council of St. Sophia (815) and Its Definition (Horos)», DOP 7 (1953) 37–66
  10. P. J. Alexander, The Patriarch Nicephorus of Constantinople: Ecclesiastical Policy and Image Worship in the Byzantine Empire (Oxford, 1958)
  11. T. W. Allen, «Palaeographica III. A groupe of ninth-century greek manuscripts», Journal of Philology 21 (1892) 48–55
  12. C. Angelidi, «Le séjour de Léon le Mathématicien à Andros: réalité ou confusion?», в: Ευξιχία. Mélanges offerts à Hélène Ahrweiler (Paris, 1998) (Byzantina Sorbonensia, 16) 1–7
  13. M.-F. Auzépy, «Le Christ, l’empereur et l’image (VIIe–IXe siècle)», в: Ευξιχία…, 34–45
  14. M.-F. Auzépy, «L’analyse littéraire et l’historien: l’exemple des vies de saints iconoclastes», Byzantinoslavica 53 (1992) 58–62
  15. M.-F. Auzépy, «La sainteté, le couvent et les femmes à Byzance: normalization ou liberté?», в: S. Lebecq, A. Dierkens, etc (eds.), Femmes et pouvoir de femmes à Byzance et en Occident (VI–XV siècles) (Lille, 1999) 175–188

     

  16. A. Babuin, «Standards and Insignia of Byzantium», Byz 71 (2001) 5–59
  17. V. A. Baranov, The Theology of Byzantine Iconoclasm (726–843): A Study in Theological Method. Doctoral Dissertation (Medieval Studies Department, Central-European University; Budapest, 2002)
  18. F. Barišić, «Génésios et du Continuateur de Théophane», Byz 28 (1958) 119–135
  19. F. Barišić, «Les sources de Génésios et du Continuateur de Théophane pour l’istoire de Michel II (820–829)», BZ 31/2 (1961) 257–271
  20. A. Basilikopoulou, «Monachism: l’égalité totale des sexes», в: J. Y. Perreault (ed.), Les Femmes et le Monachisme Byzantin (Women and Byzantine Monasticism). Actes du Symposium d’Athène, 1988 (Athène, 1991) (Publication de l’Institut Canadien d’Archéologie à Athène 1) 99–110
  21. J. Beaucamp, «Les femmes et l’espace public à Byzance: le cas des tribunaux», DOP 52 (1998) 129–145
  22. H. G. Beck, Byzantinisches Erotikon. Orthodoxie — Literatur — Gesellschaft (München, 1984) (Bayerische Akademie der Wissenschaften. Philos.-Hist. Klasse Sitzungsberichte, 5)
  23. H. G. Beck, Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich (München, 1959)
  24. H. Beckby (ed.), Anthologia Graeca (München, 1975)
  25. I. Bekker (еd.), Leonis Grammatici chronographia (Bonnae, 1842) (CSHB)
  26. I. Bekker (ed.), Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus (Bonnae, 1838) (CSHB)
  27. A. R. Bellinger, «The Emperor Theophilus and the Lagbe Hoard», Berytus 8.2 (1943) 102–106
  28. A. Berger, «Streets and Public Spaces in Constantinople», DOP 54 (2000) 162–172
  29. A. Berger, Untersuchungen zu den Patria Konstantinopoleos (Bonn, 1988) (POIKILA BUZANTINA, 8)
  30. M. Berthelot, La Chimie au Moyen Age. T. I–III (Paris, 1893) (Histoire des sciences)
  31. M. Berthelot, Introduction à l’étude de la chimie des anciens et du Moyen Âge (Paris, 1889)
  32. M. Berthelot, Les Origines de l’Alchimie (Paris, 1885)
  33. M. Berthelot, Ch.-E. Ruelle, Collection des anciens alchimistes grecs. T. I (Paris, 1887); T. II–III (Paris, 1888)
  34. Ch. de Boor (ed.), Georgii Monachi chronicon. Vol. 1–2 (Leipzig, 1901)
  35. C. de Boor (ed.), Theophanis Chronographia (Lipsiae, 1883–1885)
  36. G. Bratianu, «Empire et démocracie à Byzance», BZ 37 (1937)
  37. L. Bréhier, «Notes sur l’histoire de l’enseignement supérieur à Constantinople», Byz 3.1 (1926) 73–94; Byz 4.1 (1927–1928) 13–28
  38. L. Bréhier, «Un patriache sorcier à Constantinople», ROC 9 (1904) 261–268
  39. L. Bréhier, Vie et mort de Byzance (Paris, 1948) (L’évolution de l’humanité, 32)
  40. G. Brett, «The Automata in the Byzantine “Throne of Solomon”», Speculum 29/3 (1954) 474–487
  41. E. W. Brooks, «The Marriage of the Emperor Theophilos», BZ 10 (1901) 540–545
  42. R. Browning, «Notes on the “Scriptor incertus de Leone Armenio”», Byz 35/2 (1965) 389–411
  43. R. Browning, The Patriarchal School at Constantinople in the twelfth century», Byz 32/1 (1962) 167–202
  44. L. Brubaker, J. Haldon, Byzantium in the Iconoclast Era (ca 680–850): the Sources. An annotaded survey (Aldershot—BurlingtonSingaporeSydney, 2001) (Birmingham Byzantine and Ottoman Monographs, 7)
  45. J. B. Bury, A History of the Eastern Roman Empire (London, 1912)
  46. J. B. Bury, «The identity of Thomas the Slavonian», BZ 1.1 (1892) 55–60
  47. J. B. Bury, The Imperial Administrative System in the Ninth Century (London, 1911) (The British Academy Supplemental Paper, I)

     

  48. M. Canard, Byzance et les Musulmans du Proche Orient (London, 1973)
  49. M. Canard, «Les Relations Politiques et sociales entre Byzance et les Arabes», DOP 18 (1964) 33–56
  50. C. Casetti Brach, «Donne copiste nella leggenda di Bisanzio», Orientalia Christiana Periodica 41 (1975) 479–489
  51. E. Catafygiotu Topping, «Kassiane the Nun and the sinful woman», Greek Orthodox Theological Review 26 (1981) 201–209
  52. E. Catafygiotu Topping, «The Psalmist, St Luke and Kassia the Nun», Byzantine Studies 9/2 (1982) 199–210
  53. Е. Catafygiotu Topping, «Thekla the Nun: in Praise of Woman», Greek Orthodox Theological Review 25 (1980) 353–370
  54. Е. Catafygiotu Topping, «Women Hymnographers in Byzantium», Dipthycha 3 (1983–1983) 98–111
  55. J.-B. Chabot (ed.), Michel le Syrien, Chronique. T. I–IV (Paris, 1899–1924)
  56. J.-Cl. Cheynet, «Théophile, Théophobe et les Perses», в: S. Lampakis (ed.), Βυζαντινή Μικρά Ασία (6–12 αι.) (Athen, 1998) 39–50.
  57. W. Christ, M. Paranikas (adorn.), Anthologia Graeca Carminum Christianorum (Lipsiae, MDCCCLXXI)
  58. R. Cormack, E. J. W. Hawkins, «The Mosaics of St. Sophia at Istanbul: the Rooms above the South-west Vestibule and Ramp», DOP 31 (1977) 175–251
  59. G. da Costa-Louillet, «Saints de Constantinople aux VIIIe, IXe, et Xe siècles», Byz 24 (1954) 179–263, 453–511; Byz 25–27.2 (1955–1957) 783–852
  60. V. Cottas, Le Théâtre à Byzance (Paris, 1931)
  61. M. B. Cunningham (Text, Transl. and Comm.), The Life of Michael the Synkellos (Belfast, 1991) (Belfast Byzantine Texts and Translations, 1)

     

  62. G. Dagron, Constantinople imaginaire. Études sur la recueil des Patria (Paris, 1984) (Bibliothèque byzantine, 8)
  63. G. Dagron, Empereur et Prêtre. Étude sur le «césaropapisme» byzantin (Paris, 1996)
  64. G. Dagron, «Le christianisme dans la ville Byzantine», DOP 31 (1977) 1–25
  65. G. Dagron, «L’ombre d’un doute: L’hagiographie en question, VIe–XIe siècles», DOP 46 (1992) 59–68
  66. G. Dagron, «Le saint, le savant, l'astrologe. Étude de thème hagiographiques à travers quelques recueils de "Questions et réponses" des Ve–VIIe siècles», в: Hagiographie, cultures et sociétés (IVe–XIIe siècles) (Paris, 1981) (Études augustiniennes) 143–156.
  67. G. Dagron, «L’organisation et le déroulement des courses d’après le Livre des cérémonies», TM 13 (2000) 1–200
  68. G. Dagron, «Né dans le pourpre», TM 12 (1994) 137–142
  69. J. Darrouzès, «Le patriarche Méthode contre les iconoclasts et les stoudites», RÉB 45 (1987) 15–57
  70. N. Delierneux, «L’exploitation des topoi hagiographiques: du cluché figé à la réalité codée», Byz 70.1 (2000) 55sq
  71. K. Demoen, «Culture et rhétorique dans la controverse iconoclaste», Byz 68/1 (1998) 311–346
  72. V. Déroche, «L’autorité des moines à Byzance du VIIIe au Xe siècle», RB, 241–254
  73. A. Dikigoropoulos, «The Constantinopolitan solidi of Theophilus», DOP 18 (1964) 353–361
  74. E. von Dobschütz, «Methodios und die Studiten. Strömungen und Gegenströmungen in der Hagiographie des 9. Jahrhunderts», BZ 18 (1909) 41–105
  75. I. Doens, Ch. Hannick, «Das Periorismos-Dekret des Patriarchen Methodios I. gegen die Studiten Naukratios und Athanasios», JÖB 22 (1973) 93–102
  76. G. Downey, «The Tombs of the Byzantine Emperors at the Church of the Holy Apostles in Constantinople», Journal of Hellenic Studies 79 (1959) 27–51
  77. R. Dubowchik, «Singing with the Angels: Foundation Documents as Evidence for Musical Life in Monasteries of the Byzantine Empire», DOP 56 (2002) 277–296
  78. I. Dujčev, «À propos de la Vie de Saint Pierre d’Atroa», Byzantinoslavica 27 (1966) 92–97
  79. I. Dujčev, «La chronique Byzantine de l’an 811», TM 1 (1965) 205–254
  80. F. Dvornik, «Études sur Photios», Byz 11 (1936) 1–19
  81. F. Dvornik, «Patriarch Ignatius and Caesar Bardas», Byzantinoslavica 27 (1966) 7–22
  82. F. Dvornik, «Photius et la réorganization de l’académie partiarcale», AB 68 (1950) 108–125
  83. A. R. Dyck, «On Cassia Κύριε, ἡ ἐν πολλαίς...», Byz 56 (1986) 63–76.

     

  84. J. Ebersolt, Constantinople Byzantine et les voyageurs du Levant (Paris, 1919)
  85. J. Ebersolt, Monuments d’architecture Byzantine (Paris, 1934) (Histoire de l’art byzantin)
  86. S. Efthymiadis, «Le Panégyrique de S. Théophane le Confesseur par S. Théodore Stoudite (BHG 1792b). Édition critique du texte intégral», AB 111 (1993) 259–290
  87. M. van Esbroeck, «Un panégyrique de Théodore Studite pour la fête liturgique des sièges de Constantinople», EYLOGHMA, Studia Anselmiana 110 (1993) 525–536
  88. Σ. Ευστρατιάδης, «Κασιανὴ ἡ μελοδός», Ἐκκλησιαστικὸς Φάρος 31 (1932) 92–112
  89. Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales, PG 111, сol. 1136–1137

     

  90. G. Fatouros (rec.), Theodori Studitae epistulae. Vol. 1–2 (Berlin—New York, 1992) (CFHB, 31)
  91. J.-M. Featherstone (ed.), Nicephori Patriarchae Constantinopolitani Refutatio et Eversio Definitionis Synodalis anno 815 (Turnhout—Leuven, 1997) (Corpus Christianorum, Serie Graeca, 33)
  92. J.-M. Featherstone, «The Praise of Theodore Graptos by Theophanes of Caesarea», AB 98 (1980) 93–150
  93. B. Flusin, «L’hagiographie monastique à Byzance au IXe et au Xe siècle. Modèles anciens et tendances contemporaines», RB, 31–50
  94. H. Follieri, Initia hymnorum ecclesiae graecae. Vol. 1–5 (Vatican, 1960)
  95. M.-H. Fourmy, M. Leroy, «La vie de S. Philarète», Byz 9/1 (1934) 85–170
  96. C. Frazee, «St. Theodore of Studius and Ninth-century Monasticism in Constantinople», Studia monastica 23 (1981) 27–58

     

  97. C. Galatoriotou, «Byzantine Women’s Monastic Communities: the Evidence of the Τύπικα», JÖB 38 (1988) 263–290
  98. L. Garland, Byzantine empresses. Women and Power in Byzantium A.D. 527–1204 (London—New York, 1999)
  99. S. Gero, Byzantine Iconoclasm during the reign of Constantine V, with particular attention to the oriental sources (Louvain, 1977) (CSCO, 384; Subs., 52)
  100. S. Gero, «John the Grammarian, the Last Iconoclastic Patriarsh of Constantinople. The Man and the Legend», Byzantina 3–4 (1974–1975) 25–35
  101. S. Gero, «The eucharistic doctrine of the Byzantine iconoclasts and its sources», BZ 68 (1975) 4–22
  102. H. Glykatzi-Ahrweiler, Recherches sur l’Administration de l’Empire Byzantine aux IXe–XIe siècles (Paris, 1960)
  103. D. Gonis, «Das Streitgespräch des hl. Kyrillos mit Johannes Grammatikos und die Namensform Jannis für Johannes», в: E. Konstantinou (Hrsg.), Leben und Werk der byzantinischen Slavenapostel Methodios und Kyrillos. Beiträge eines Symposions der Griechisch-deutschen Initiative Würzburg im Wasserschloß Mitwitz vom 25.–27. Juli 1985 zum Gedenken an den 1100. Todestag des hl. Methodios (Münsterschwarzach, 1991) 21–32
  104. J. Gouillard, «Deux figures mal connues du seconde iconoclasme», Byz 31.2 (1961) 371–401
  105. J. Gouillard, «Fragments inédits d’un antirrhétique de Jean le Grammairien», RÉB 24 (1966) 171–181
  106. J. Gouillard, «La femme de qualité dans les letters de Théodore Studite», JÖB 32/2 (1982) 445–452
  107. J. Gouillard, La Vie d’Euthyme de Sardes († 831), une œuvre du patriarche Méthode», TM 10 (1987) 1–101
  108. J. Gouillard, «Une œuvre inédite du patriarche Méthode: la Vie d’Euthyme de Sardes», BZ 53.1 (1960) 36–46
  109. H. Grégoire, «Études sur le neuvième siècle», Byz 8 (1933) 515–550
  110. H. Grégoire, «Manuel et Théophobe ou la concurrence de deux monastères», Byz 9/1 (1934) 183–204
  111. H. Grégoire, «Un nouveau fragment du “Scriptor incertus de Leone Armenio”», Byz 11/2 (1936) 383–390
  112. Ph. Grierson (with an additional note by C. Mango and I. Ševčenko), «The Tombs and Obits of the Byzantine Emperors (337–1042)», DOP 16 (1962) 1–63
  113. Ph. Grierson, A. R. Bellinger, Catalogue of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks Collection and in the Whittemore Collection. Vol. III: Leo III to Nicephorus III, 717–1081. Pt. 1 (Washington, 1973)
  114. V. Grumel, «Jean Grammaticos et saint Théodore Studite», ÉO 36 (1937) 181–189
  115. V. Grumel, La Chronologie (Paris, 1958) (Traité d’études byzantines, 1)
  116. V. Grumel, «La chronologie des patriarches iconoclastes du IXe siècle», ÉO 34 (1935) 162–166
  117. V. Grumel, «La relations politico-religieuses entre Rome et Byzance sous la règne de Léon l’Arménien», RÉB 18 (1960) 19–44
  118. V. Grumel, «La Schisme de Grégoire de Syrcuse», ÉO 39 (1940) 257–267.
  119. R. Guilland, Études de topographie de Constantinople Byzantine. T. 1 et T. 2 (Berlin—Amsterdam, 1969) (BBA, 37.1–2)
  120. R. Guilland, «Études sur l’Hippodrome de Byzance», Byzantinoslavica 27/2 (1966) 289–307
  121. R. Guilland, «Études sur le Grand Palais de Constantinople», Byzantinoslavica 19 (1958) 26–72
  122. R. Guilland, «La chaine de la Corne d’Or», в: Idem, Études Byzantines (Paris, 1959) 263–297
  123. R. Guilland, «Les empereurs de Byzance et l’attrait du monastère», в: Idem, Études Byzantines (Paris, 1959) 33–52
  124. R. Guilland, «Les Logothètes», RÉB 29 (1971) 5–116
  125. R. Guilland, Recherches sur les institutions byzantines. T. I et T. II (Berlin—Amsterdam, 1967) (BBA, 35)
  126. R. Guilland, Titres et fonctions de l’Empire byzantin (London, 1976) (Variorum reprint)

     

  1. T. Hägg, «Photius as a Reader of Hagiography: Selection and Criticism», DOP 53 (1999) 43–58
  2. F. Halkin, Bibliotheca hagiographica graeca (Bruxelles, 1957) T. I–III (Subsidia hagiographica, 8a, b, c); T. 1: N 1–867m; 284 p. T. 2: N 868–1890d; 322 p. T. 3: Supplément, Appendices et Tables. 351 p. N 2001–2480. Appendices N 396...2000. F. Halkin, Novum Auctarium Bibliothecae hagiographicae graecae. Bruxelles, 1984 (Subsidia hagiographica, 65)
  3. F. Halkin, «Une victime inconnue de Léon l’Arménien?», Byz 23 (1953) 11–30
  4. R. Halleux, Les alchimistes grecs. T. I: Papyrus de Leyde, papyrus de Stockholm, fragments de recettes (Paris, 1981)
  5. L. M. Hans, «Der Kaiser als Märchenprinz», JÖB 38 (1988) 33–52
  6. P. Hatlie, «Women of Discipline during the second Iconoclast Age», BZ 89.1 (1996) 37–44
  7. B. Hemmerdinger, «La culture grecque classique du VIIe au IXe siècle», Byz 34 (1964) 125–133
  8. B. Hemmerdinger, «Une mission scientifique arabe à l’origine de la renaissance iconoclaste», BZ 55/1 (1962) 66–67
  9. P. Henry, «The Moechian controvercy and the Constantinopolitan Synod of January A.D. 809», Journal of Theological Studies, N.S. 20.2 (1969) 495–522
  10. R. Henry (éd.), Photius, Bibliothèque. 8 vol. (Paris, 1:1959; 2:1960; 3:1962; 4:1965; 5:1967; 6:1971; 7:1974; 8:1977)
  11. J. Herrin, Women in Purple. Rulers of Medieval Byzantium (London, 2001)
  12. Ch. Høgel, «Literary Aspects of Greek Byzantine Hagiography. A Bibliographical Survey», Symbolae Osloenses. Norwegian Journal of Greek and Latin Studies 72 (1997) 164–171
  13. H. Hunger, «Antiker und byzantinischer Roman», Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Klasse. Abh. 3. (1980)
  14. H. Hunger, Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. Bd. I.–II. (München, 1978)
  15. H. Hunger, «State and Society in Byzantium», Proceeding of the Royal Irich Academy. Section C. 82.8 (1982) 197–209
  16. H. Hunger et als. (Hrsg.), Geschichte der textüberlieferung der antiken und mittelalterlichen Literatur. Bd. I (Zürich, 1961)
  17. G. L. Huxley, «Women in Byzantine Iconoclasm», в: J. Y. Perreault (ed.), Les Femmes et le Monachisme Byzantin (Women and Byzantine Monasticism). Actes du Symposium d’Athène, 1988 (Athène, 1991) (Publication de l’Institut Canadien d’Archéologie à Athène, 1) 11–24

     

  18. N. Iorga, «Médaillons d’histoire littéraire Byzantine. Photious», Byz 3.1 (1926) 19–27
  19. J. Irigoin, «Centres de copie et bibliothèques», Byzantine Books and Bookmen (Washington, 1975) (Dumbarton Oaks Colloquium, 1971) 17–27
  20. J. Irigoin, «Les débuts de l'emploi du papier à Byzance», BZ 46 (1953) 314–319.
  21. J. Irigoin, «Pour une étude des centres de copie byzantins», Scriptorium 12 (1958) 216–218; 13 (1959) 329–360
  22. J. Irigoin, «Survie et renouveau de la littérature antique à Constantinople (IXe siècle)», Cahier de Civilisation Médievale Xe–XIIe siècles 5 (1962) 287–302

     

  23. D. Jacoby, «La population de Constantinople à l’époque byzantine: une problème de démographie urbaine», Byz 31/1 (1961) 81–110
  24. R. Janin, Constantinople byzantine. Développement urbain et répertoire topographique (Paris, 1964) (Archives de l’Orient Chrétien, 4A)
  25. R. Janin, Le siège de Constantinople et le Patriarcat Oecuménique. Les églises et les monastères (Paris, 1969) (Géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin)
  26. R. Janin, «Les églises byzantines des saints militaries. IV. Les églises Saint-Théodore. V. Les églises des Quarante-Martyres de Sébaste», ÉO 38 (1935) 56–70
  27. R. Janin, Les églises et les monastères des grands centres vyzantins (Bithynie, Hellespont, Latros, Galèsios, Trébizonde, Athènes, Thessalonique) (Paris, 1975) (Géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin)
  28. R. Janin, «Les processions religieuses à Byzance», RÉB 24 (1966) (Mélanges Venance Grumel, I) 69–88
  29. R. Jenkins, Byzantium. The Imperial Centuries A. D. 610–1071 (New York, 1969)
  30. R. J. H. Jenkins, «The Chronological accuracy of the “Logothete” for the Years A. D. 867–913», DOP 19 (1965) 91–112
  31. R. J. H. Jenkins, «The Hellenistic Origins of Byzantine Litterature», DOP 17 (1963) 37–52

     

  32. P. Karlin-Hayter, «Études sur les deux histories du règne de Michel III», Byz 41 (1971) 452–496
  33. P. Karlin-Hayter, «Gregory of Syracuse, Ignatios and Photios», в: Iconoclasm, 141–145
  34. P. Karlin-Hayter, «La mort de Théodora», JÖB 40 (1990) 205–208
  35. P. Karlin-Hayter, «Où l’abeille butine. La culture littéraire monastique à Byzance aux VIIIe et IXe siècles», RB, 90–116
  36. A. P. Kazhdan (ed.), The Oxford Dictionary of Byzantium (New-York—Oxford, 1991)
  37. A. Kazhdan, «Women at home», DOP 52 (1998) 1–17
  38. A. P. Kazhdan, A.-M. Talbot, «Women and Iconoclasm», BZ 84–85/2 (1991–1992) 391–408
  39. H. Köpstein, «Zur Erhebung des Thomas», H. Köpstein, F. Winkelmann (Hrsg.), Studien zum 8. und 9. Jahrhundert in Byzanz (Berlin, 1983) (BBA, 51) 61–87
  40. К. Krumbacher, Geschichte der Byzantinischen Litteratur von Justinian biszum Ende des Oströmischen Reiches (527–1453) (München, 1897)
  41. К. Krumbacher, «Kasia», Sitzungsberichte der philosophisch-philologischen und der historischen Classe der k.b. Academie der Wissenschaften (1887) Heft. 1., 305–370

     

  42. J. Lafontaine-Dosgne, «Aspects de l’architecture monastique à Byzance du VIIIe au Xe siècle. Topographie et disposition liturgique», RB, 186f
  43. G. W. H. Lampe, A Patristic Greek Lexicon (Oxford, 1961)
  44. V. Laurent, La vie merveilleuse de St. Pierre d’Atroa (Bruxelles, 1956) (Subsidia Hagiographica, 29)
  45. V. Laurent, «Un homélie inédite de l’arcevêque de Thessalónique Léon le Philosophe sur l’Annonciation, 25 mars 843», в: Mélanges E. Tisserant, II (Città del Vaticano, 1964) (Studi e Testi, 232) 281–302
  46. M. Lauxtermann, «Three biographical Notes», BZ 91/2 (1998) 391–405
  47. M. D. Lauxtermann, The byzantine Epigram in the ninth and tenth centuries. A generic Study of Epigrams and some other forms of Poetry (Amsterdam, 1994)
  48. P. Lemerle, Le Premier humanisme byzantin. Notes et remarques sur enseignement et culture à Byzance des origines au Xe siècle (Paris, 1971) (Bibliothèque Byzantine: Études, 6)
  49. P. Lemerle, «L’histoire des Paulicens d’Asie Mineure d’après les sources grecques», в: idem, Essais sur le monde byzantin (London, 1980) (Variorum repr. Collected studies series, 115) IV
  50. P. Lemerle, Philippes et la Macédoine Orientale à l’époque chrétienne et byzantine. Recherches d’histoire et d’archéologie (Paris, 1945)
  51. P. Lemerle, «Thomas le Slave», TM 1 (1965) 255–297
  52. A. Lesmüller-Werner, I. Thurn (ed.), Genesii Josephi, Regum Libri Quattuor (Berlin, 1978) (CFHB, 14)
  53. H. G. Liddell, R. Scott, A Greek-English Lexicon. Rev. ed. (Oxford, 1996)
  54. R.-J. Lilie (Hrsg.), Die Patriarchen der ikonoklastischen Zeit. Germanos I. — Methodios I. (715–847) (Frankfurt am Main—Berlin—Bern—New York—Paris—Wien, 1999) (Berliner byzantinistische Studien, 5)
  55. R.-J. Lilie, C. Ludwig, Th. Pratsch, I. Rochow (Hrsg.), Prosopographie der Mittelbyzantinischen Zeit. Erste Abteilung (641–867) (Berlin, 1998)
  56. C. S. Lightfoot, «The Survival of cities in byzantine Anatolia: the case of Amorium», Byz 68/1 (1998) 56–71
  57. A. R. Littlewood, «Gardens of the Palaces», в: H. Maguire (ed.), Byzantine court culture from 829 to 1204 (Washington, 1997) 13–38
  58. A. Littlewood, «The Symbolism of the Apple in Byzantine Literature», JÖB 23 (1974) 33–59
  59. J. N. Ljubarskij, «Man in Byzantine Historiography from John Malalas to Michael Psellos», DOP 46 (1992) 177–186
  60. R. Lœnertz, O.P., «Le panégyrique de S. Denys l’Aréopagite par S. Michel le syncelle», AB 68 (1950) 94–107
  61. B. Lourié, «Le second iconoclasme en recherché de la vraie doctrine», Studia Patristica 34 (2001) 145–169

     

  62. P. Magdalino, «The Maritime Neighborhoods of Constantinople: Commercial and Residential Functions, Sixth to Twelfth Centuries», DOP 54 (2000) 209–226
  63. H. Maguire, Art and eloquance in Byzantium (Princeton, 1981)
  64. G. P. Majeska, «The Emperor in His Church: Imperial Ritual in the Church of St. Sophia», в: H. Maguire (ed.), Byzantine court culture from 829 to 1204 (Washington, 1997) 1–11
  65. K. Maksimovič, «Patriarch Methodios I. (843–847) und das Studitisch schisma. Quellenkritische Bemerkungen», Byz 70 (2000) 422–446
  66. E. Malamut, Les Îles de l’Empire Byzantin VIIIe–XIIe siècles. Vol. I–II (Paris, 1988) (Byzantina Sorbonensia, 8)
  67. E. V. Maltese, «Donna e letteratura a Bisanzio», в: F. De Martino (a cura di), Rose di Pieria (Bari, 1991) 339–361
  68. E. V. Maltese, «Una contemporanea di Fozio, Cassia. Osservazione sui versi profani», в: M. Salvadore (a cura di), La poesia tardoantica e medievale. Atti del I Convegno Internazionale di Studi. Macerata, 4–5 maggio 1998 (Alessandria, 2001) 71–83
  69. E. Mamboury, «Les fouilles Byzantines à Istanbul et ses environs et les trouvailles archéologiques faites ou cours de constructions ou de travaux officiales et privés depuis 1936», Byz 21 (1951) 425–459
  70. C. Mango, «Antique statuary and the Byzantine Beholder», DOP 17 (1963) 53–75
  71. C. Mango, Byzantine Architecture (New York, 1976)
  72. C. Mango, «Documentary Evidence on the Apse Mosaics of St. Sophia», BZ 47.2 (1954) 395–402
  73. C. Mango, «Eudocia Ingerina, the Normans, and the Macedonian Dynasty», ЗРВИ 14–15 (1973) 15–27
  74. C. Mango, «Historical Introduction», в: Iconoclasm, 1–6
  75. C. Mango, The Art of the Byzantine Empire, 312–1453. Sources and Documents (Englewood Cliffs, NJ, 1972)
  76. C. Mango, «The Availability of Books in the Byzantine Empire», в: Byzantine Books and Bookmen (Washington, 1975) (Dumbarton Oaks Colloquium, 1971) 29–45
  77. С. Mango, «The Liquidation of Iconoclasm and the Patriarch Photios», в: Iconoclasm, 133–140
  78. C. Mango, The Oxford History of Byzantium (Oxford, 2002)
  79. C. Mango, «The Tradition of Byzantine Chronography», Harvard Ukrainian Studies 12–13 (1988–1989) 360–372
  80. C. Mango, «The Two Lives of St. Ioannikios and the Bulgarians», Harvard Ukrainian Studies VII: C. Mango, O. Pritsak (eds). Okeanos. Essays presented to Ihor Ševčenko on his Sixtieth Birthday (1983) 393–404
  81. C. Mango, «When was Michael III born?», DOP 21 (1967) 253–258
  82. C. Mango, S. Efthymiadis, The Correspondence of Ignatios the Deacon (Washington, 1997) (Dumbarton Oaks Research Library and Collection)
  83. C. Mango, E. J. W. Halkins, «The Mosaics of St. Sophia at Istanbul. The Church Fathers in the North Tympanum», DOP 26 (1972) 1–41
  84. C. Mango, J. Parker, «A Twelfth-century Description of St. Sophia», DOP 14 (1960) 233–245
  85. C. Mango, I. Ševčenko, «Some Churches and Monasteries on the Southern Shore of the Sea of Marmara», DOP 27 (1973) 235–277
  86. A. Markopoulos, «Quelques remarques sur la famille des Genesioi aux IXe–Xe siècles», ЗРВИ XXIV–XXV (1986) 103–108
  87. A. Markopoulos, «The rehabilitation of the Emperor Theophilos», в: L. Brubaker (ed.), Byzantium in the Ninth Century. Dead or Alive? (Aldershot—Hampshire, 1998) 37–49
  88. J. R. Martindale (ed.), Prosopography of the Byzantine Empire, I (641–867) (London, 1993; CD-ed.)
  89. R. C. Mc Cail, «Did Constantine of Sicily read Daphnis and Chloe?», Byz 58.1 (1988) 112–122.
  90. M. McCormik, Eternal victory. Triumphal rulerschip in late antiquity, Byzantium, and the early medieval West (Cambridge—London—New York—New Rochelle—Melbourne—Sydney, 1986)
  91. K. Mitsakis, [рец. на:] I. Rochow, Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia (Berlin, 1967), BZ 62/2 (1969) 345–348
  92. Μηναῖα τοῦ ὅλου ἐνιαυτοῦ. Τ. Α’–Ε’ (Ἐν Ρώμῃ, Α’, περιέχοντὴν ἀκολουθίαν τῶν Σεπτεμβρίου καὶ Ὀκτωβρίου μηνῶν, 1888; Β’, Νοεβρίου καὶ Δεκεμβρίου, 1889; Γ’, Ἰαννουαρίου καὶ Φεβρουαρίου, 1896; Δ’, Μαρτίου καὶ Ἀπριλίου, 1898; Ϛ’, Ἰουλίου καὶ Αὐγούστου, 1901)
  93. A. Moffatt, «Schooling in the iconoclast centuries», в: Iconoclasm, 85–92
  94. N. Moran, «The Choir of the Hagia Sophia», Oriens Christianus 89 (2005) 1–7
  95. J. A. Munitiz, J. Chrisostomides, E. Harvalia-Crook, Ch. Dendrinos (eds.), The Letter of the three patriarchs to emperor Theophilos and related texts (Camberly, Surrey, 1997)
  96. Β. Α. Μυστακίδης, «Κασία — Κασσιανή. Ὅνομα αὐτὴς καὶ γνῶμαι. Νέοι κώδικες», Ὀρθοδοξία 1 (1926) 315ff

     

  97. S. der Nersession, «Le décor des églises du IX s.», Actes du VI congres international d’études byzantines, II (Paris 1951).

     

  98. G. Ostrogorsky, Geschichte des byzantinischen Staates (München, 1963)

     

  99. Γ. Ι. Παπαδοπουλος, Σύμβολαι εἰς τὴν ἱστόριαν τῆς παρ᾿ ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς (Ἐν Ἀθήναις, 1890)
  100. Γ. Ι. Παπαδοπουλος-Κεραμευσ (ἐκδ.), Ἀνάλεκτα Ἱεροσολυμιτικῆς σταχυολογίας ἢ Συλλογὴ ἀνεκδότων καὶ σπανίων ἑλληνικῶν συγγραφῶν περὶ τῶν κατὰ τὴν Ἑῴαν ὀρθοδόξων ἐκκλησιῶν καὶ μάλιστα τῆς τῶν Παλαιστινῶν (Πετρούπολις, I : 1892 ; II : 1894 ; III–IV : 1897 ; V : 1898)
  101. J. Pargoire, «Les monastères doubles chez les byzantins», ÉO 9 (1906) 21–25
  102. J. Pargoire, «Saint Euthyme et Jean de Sardes», ÉO 5 (1901–1902) 157–161
  103. J. Pargoire, «Saint Joseph de Thessalonique», ÉO 9 (1906) 278–282, 351–356
  104. J. Pargoire, «Saint Méthode de Constantinople avant 821», ÉO 6 (1903) 126–131
  105. J. Pargoire, «Saint Méthode et la persécution», ÉO 6 (1903) 183–191
  106. J. Pargoire, «Saint Thaddeé l’Homologète», ÉO 9 (1906) 37–41
  107. J. Pargoire, «St. Théophane le Chronographe et ses rapports avec St. Théodore Studite», ВВ 9 (1902) 31–102
  108. L. Petit, Bibliographie des acoluthies grecques (Bruxelles, 1926) (Subsidia Hagiographica, 16)
  109. L. Petit, «Notes d’histoire littéraire», BZ 7 (1898) 594–598
  110. S. Pétridès, «Cassia», ROC 7 (1902) 218–244
  111. A. Piganiol, «La loge impériale de l’hippodrome de Byzance et le problème de l’hippodrome couvert», Byz 11/2 (1936) 383–390
  112. E. Piltz, «Middle Byzantine Court Costume», в: H. Maguire (ed.), Byzantine court culture from 829 to 1204 (Washington, 1997) 39–51
  113. J. B. Pitra, Hymnographie de l’église grecque. Dissertation accompagnée des offices du XVI janvier, des XXIX et XXX juin en l’honneur de S. Pierre et des Apôtres (Rome, 1867)
  114. P. Popović, «La biographie de Kasia dans la littérature serbe», BZ 16 (1907) 155
  115. Th. Pratsch, Theodoros Studites (759–826) — zwischen Dogma und Pragma. Der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch (Frankfurt am Main—Berlin—Bern—New York—Paris—Wien, 1998) (Berliner byzantinistische Studien, 4)
  116. Th. Preger (rec.), Πάτρια Κωνσταντινουπόλεως, в: idem, Scriptores Originum constantinopolitanorum (Lipsiea, MCMVII)
  117. J. Psichari, «Cassia», в: Idem, Quelques travaux de linguistique de philology et de literature helliniques 1884–1928. T. 1 (Paris, 1930) 445–447
  118. J. Psichari, «Cassia et la pomme d’or», в: Idem, Quelques travaux de linguistique de philology et de literature helliniques 1884–1928. T. 1 (Paris, 1930) 951–992

     

  119. M. Recaya, «Mise au point sur Théophobe et l’alliance de Bâbek avec Théophile (833/34–839/40)», Byz 44.1 (1974) 43–67
  120. W. Regel (ed.), Analecta Byzantino-Russica (Petropoli—Lipsiae, 1891)
  121. M. Reinhold, [рец. на:] Antonia Tripolitis, Kassia: the Legend, the Women, and her Work (New-York—London, 1992) (Garland Library of Medieval Literature 84, series A), Classical World 87/4 (1994) 337
  122. J. J. Reiske (rec.), Constantini Porphyrogeniti imperatoris, De ceremoniis aulae byzantitae libri duo. T. I–II (Bonnae, 1829, 1830)
  123. K. M. Ringrose, The Perfect Servant. Eunuchs and the Social construction of Gender in Byzantium (ChicagoLondon, 2003)
  124. I. Rochow, Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia (Berlin, 1967) (BBA, 38)
  125. L. Roß, Reisen auf den griechischen Inseln des ägäischen Meeres. Bd. 3 (Stuttgart, 1845)
  126. J. Rosser, «Theophilus (829–842): Popular Sovereign, Hated Persecutor», Βυζαντιακά 3 (1983) 37–56
  127. L. Rudén, «The Bride-shows at the Byzantine Court — History or Fiction?», Eranos 83 (1985) 175–191

     

  128. I. Šhevčenko, «Hagiography of the Iconoclast Period», в: Iconoclasm, 113–131
  129. I. Šhevčenko, «The Antiiconoclastic Poem in the Pantocrator Psalter», в: idem, Ideology, Letters and Culture in the Byzantine World (London, 1982) (Variorum Reprints)
  130. I. Ševčenko, «The Search for the Past in Byzantium around the Year 800», DOP 46 (1992) 279–293
  131. A. M. Silvas, «Kassia the Nun c. 810 – c. 865: an appreciation», в: L. Garland (ed.), Byzantin Women: Varieties of Experience 800–1200 (Aldershot, 2006) 17–40
  132. C. De Smedt, I. De Backer, F. Van Ortroy, I. Van den Gheym, H. Delehaye, A. Poncelet (ed.), Propylaeum ad Acta Sanctorum Novembris. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae (Bruxellis, MDCCCCII; электронное изд.: Cambridge, 2002)
  133. E. A. Sophocles, Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods (From B.C. 146 to A.D. 1100) (Cambridge—Leipzig, 1914)
  134. I. Sorlin, «La plus belle ou la meilleure? Note sur les concours de beauté à Byzance et dans la Russie Moscovite des XVIe–XVIIe siècles», в: Εὐψυχία. Mélanges offerts à Hélène Ahrweiler (Paris, 1998) (Byzantina sorbonensia, 16) T. II. 635–650
  135. P. Speck (ed.), Theodorus Studites, Iambi de variis argumentis (Berlin, 1968) (Supplementa Byzantina, 1)
  136. J. Szoverffy, A Guide to Byzantine Hymnography (Brooklin—Leiden, 1978) (A Classified Bibliography of Texts and Studies, I)

     

  137. T. L. F. Tafel (ed.), Theodosii Melitene qui fertur Chronographia, в: Monumenta saecularia, III  (München, 1859)
  138. R. E. Taft, «Women at Church in Byzantium: Where, When — and Why?», DOP 52 (1998) 27–87
  139. A.-M. M. Talbot, «Bluestocking Nuns: Intellectual Life in the Convents of Late Byzantium», Harvard Ukrainian Studies VII (1983) 604–618
  140. A. M. Talbot, «Women’s space in Byzantine monasteries», DOP 52 (1998) 113–127
  141. J. Théodoridès, «Les animaux des jeux de l’Hippodrome et des menageries impériales à Constantinople», Byzantinoslavica 19 (1958) 73–84
  142. N. Thierry, «Le costume épiscopal byzantin du IXe au XIIIe siècle d’après les paintures dates (miniatures, fresques)», RÉB 24 (1966) (Mélanges V. Grumel, I) 308–315
  143. H. J. W. Tillard, «A Musical Study of the Hymns of Cassia», BZ 20 (1911) 420ff
  144. S. Tomekovič, «Formation de l’iconographie monastique Orientale (VIIIe–Xe siècles)», RB, 131–152
  145. W. Treadgold, A History of the Byzantine State and Society (Stanford, 1997)
  146. W. Treadgold, «Photios and the Reading Public for classical Philology in Byzantium», в: M. Mullett, R. Scott (eds.), Byzantium and the classical tradition (Birmingham, 1981) 123–126
  147. W. T. Treadgold, «The Bride-Shows of the Byzantine Emperors», Byz 49 (1979) 395–413
  148. W. T. Treadgold, «The Chronological accuracy of the Chronicle of Symeon the Logothet for the years 813–845», DOP 33 (1759) 157–197
  149. W. T. Treadgold, «The Historicity of Imperial Bride-Shows», JÖB 54 (2004) 39–52
  150. W. T. Treadgold, «The Problem of the Marriage of the Emperor Theophilus», Greek, Roman and Byzantine Studies 16 (1975) 325–341
  151. A. Tripolitis, Kassia: the Legend, the Woman, and her Work (New York—London, 1992)
  152. Τριώδιον κατανύκτικον (ν Ρώμ, 1879)
  153. D. Turner, «The Origins and Accession of Leo V (813–820)», JÖB 40 (1990) 171–204

     

  154. S. Vailhé, «Saint Michel le Syncelle et les deux frères Grapti», ROC 6 (1901) 313–332, 610–642
  155. Ch. Van de Vorst, « La translation de S. Théodore Studite et de S. Joseph de Thessalonique », AB 32 (1913) 27–62
  156. Ch. Van de Vorst, « La Vie de S. Évarist higoumène à Constantinople », AB 41 (1923) 288–325
  157. A. A. Vasiliev, Byzance et les Arabes. T. I: La dynastie d’Amorium (820–867). Ed. fr. prep. H. Grégoire et M. Canard (Bruxelles, 1935) (Corpus Bruxellense Historiae Byzantinae, 1)
  158. M. Vinson, «Romance and reality in Byzantine bride shows», в: L. Brubaker, J. M. H. Smith (eds.), Gender in the Early Medieval World: East and West, 300–900 (Cambridge, 2004) 102–120 
  159. M. P. Vinson, «Gender and politiques in the past-iconoclastic period: the Lives of Antony the Younger, the Empress Theodora, and the Patrianch Ignatios», Byz 68/1 (1998) 311–346
  160. M. P. Vinson, «The Life of Theodora and the rhetoric of the Byzantine bride show», JÖB 49 (1999) 31–60
  161. V. N. Vlyssidou, «L’empereur Théophile “cherissant les nations” et ses relations avec la classe supérieure de la société byzantine», в: Ὁι σκοτεινοί αιώνες του Βυζαντίου (Athen, 2001) 443–453
  162. A. Vogt, Basile Ier, empereur de Byzance (867–886) et la civilization byzantine à la fin de IXe siècle (Paris, 1908)
  163. A. Vogt (éd.), Constantin VII Porphyrogénète, Le livre des ceremonies. T. I–II (Paris, 1935, 1940) (Collection Byzantine)
  164. Sp. Vryonis, «St. Ioannicius the Great (759–846) and the “Slaves” of Bethynia», Byz 31/1 (1961) 245–248

     

  165. S. Wahlgren, «Symeon the Logothet: Some Philological Remarks», Byz 71 (2001) 251–262
  166. G. Weiss, «Publizistik in Byzanz. Ein Beitrag zur Kommunikationsforschung in Byzanz», BZ 89.1 (1996) 79–93
  167. E. Wellesz, A History of Byzantine Muzic and Hymnography (Oxford, 1961)
  168. Ph. Whitting, Byzantium. An Introduction (Oxford, 1971)
  169. N. G. Wilson, «Books and Readers in Byzantium», Byzantine Books and Bookmen (Washington, 1975) (Dumbarton Oaks Colloquium, 1971) 1–15
  170. W. Wolska-Conus, «De quibusdam Ignatius», TM 4 (1970) 329–360
  171. W. Wroth, Catalogue of the Imperial Byzantine Coins of the Brithich Museum. I–II (1908) 432

     

  172. С. С. Аверинцев, [рец. на:] I. Rochow, Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia (Berlin, 1967), ВВ 32 (1971) 249–251
  173. Е. Ананьева, А. Журавлёв (ред.), Золото мира (Москва, 2003) (Самые красивые и знаменитые)
  174. И. Андреев, Константинопольские патриархи от времени Халкидонского Собора до Фотия. Вып. 1 (Сергиев Посад, 1895)
  175. И. Андреев, «Св. Тарасий, патриарх Константинопольский», Богословский вестник (1899) Июль, 302–346; Август, 459–504
  176. Анна Комнина, Алексиада. Пер. и комм.: Я. Н. Любарский (Санкт-Петербург, 1996) (ВБ)
  177. Античная лирика. Греческие поэты (Москва, 2001) (Бессмертная библиотека)
  178. Аристотель, Сочинения: Афинская полития; О душе; Метафизика (Калининград, 2002)
  179. Аристотель, Этика. Пер.: Н. В. Брагинская, Т. А. Миллер (Москва, 2002) (Philosophy)
  180. В. Асмус, прот. [рец. на:] Д. Е. Афиногенов, Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847) (Москва, 1997), Богословский вестник 4 (2004) 497–511
  181. Д. Е. Афиногенов, «Композиция хроники Георгия Амартола», ВВ 52 (1991) 102–112
  182. Д. Е. Афиногенов, Константинопольский Патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847) (Москва, 1997)
  183. Д. Е. Афиногенов, «Об идейно-политической ориентации “Хроники” Георгия Амартола», в: Византийские очерки. Труды российских ученых к XIX международному конгрессу византинистов (Москва, 1996) 88–96.
  184. Д. Е. Афиногенов, «“Обличение и опровержение” патриарха Никифора как источник хроники Георгия Амартола», Христианский Восток I (VII) (1999) 15–25.
  185. Д. Е. Афиногенов, «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество Православия (Москва, 2004) (Scrinium Philocalicum IV).
  186. Д. Е. Афиногенов, «Представление Георгия Амартола об идеальном императоре», Византийские очерки (Москва, 1991) 163–183
  187. Д. Афиногенов, Ю. Казачков, «Легенда о Феофиле: новые разоблачения», Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова 5 (2000) 5–13
  188. Ахилл Татий, Левкиппа и Клитофонт. Лонг, Дафнис и Хлоя. Петроний, Сатирикон. Апулей, Метаморфозы, или Золотой осел (Москва, 1969)
  189. Ахилл Татий Александрийский, Левкиппа и Клитофонт. Пер. А.Б.Д.Е.М., под ред. Б. Л. Богаевского; вступ. ст. А. В. Болдырева (Москва, 1925) (Библиотека мировой литературы)

     

  190. А. В. Банк, Прикладное искусство Византии (Москва, 1978)
  191. В. А. Баранов, «Аристотель в иконоборческом споре: на чьей стороне?», в: С. Н. Малахов (ред.), Византия: общество и Церковь (Армавир, 2005) 134–146
  192. В. А. Баранов, «Богословская интерпретация иконоборческой надписи в Халки», в: История и теория культуры в высоком образовании. Т. 2 (Новосибирск, 2004) 181–186.
  193. В. А. Баранов, «Иконоборческие споры и богословское значение Нерукотворного образа», в: М. Н. Буcик-Трофимук (ред.), Византия и современный мир. Материалы второй научно-практической конференции памяти византийской империи. Пятый международный фестиваль «Эхо Эллады», Новосибирск, март 2003 г. (Новосибирск, 2006)
  194. В. А. Баранов, «Искусство после бури. Богословская интерпретация некоторых изменений в послеиконоборческой иконографии Воскресения», в: И. Припачкин (ред.), Золотой, серебряный, железный: мифологическая модель времени и художественная культура (Курск, 2002) 34–49
  195. В. А. Баранов, «О некоторых идеологических аспектах византийского иконоборчества», в: Τέχνη γραμματική (Искусство грамматики). Вып. 2 (Новосибирск, 2006) 86–102
  196. В. А. Баранов, «Образ в контексте эпистемологических подходов иконоборцев и иконопочитателей», AKADEMEIA: материалы и исследования по истории платонизма 5 (2003) 390–407
  197. П. В. Безобразов, Я. Н. Любарский, Две книги о Михаиле Пселле (Санкт-Петербург, 2001) (ВБ)
  198. Д. Ф. Беляев, Byzantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. Кн. IIII (Санкт-Петербург, 1891, 1893, 1906)
  199. Д. Ф. Беляев, Внешний и внутренний вид храма Св. Ирины в Константинополе (Санкт-Петербург, 1895)
  200. Д. Ф. Беляев, Евктирий Св. Константина при порфировой колонне на форе Константина и совершавшиеся там обряды (Одесса, 1893)
  201. Д. Беляев, [рец. на:] Иеромонах Иоанн, Обрядник Византийского двора (de ceremoniis aulae byzantinae) как церковно-археологический источник. Москва, 1895, ВВ III (1896) 362–376
  202. Д. Беляев, «Новый список древнего устава Константинопольских церквей», ВВ III (1896) 427–460
  203. Д. Ф. Беляев, Придворный и церковный уставы о положении Евдома (Одесса, 1896)
  204. Д. Ф. Беляев, Храм Богородицы Халкопратийской в Константинополе (Одесса, 1892)
  205. В. Н. Бенешевич (ред. и предисл.), Очерки по истории Византии. Вып. IIII (Санкт-Петербург, 1912); доп. вып. (Санкт-Петербург, 1914)
  206. В. Брандес, «Византийская апокалиптическая литература как источник изучения некоторых аспектов социальной истории», ВВ 50 (1989) 116–122

     

  207. В. В. Василик, «Новые материалы по истории канона и палестинской гимнографии», в: Традиции и наследие христианского Востока. Материалы международной конференции (Москва, 1996) 180ff
  208. А. А. Васильев, Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии (Санкт-Петербург, 1900)
  209. А. А. Васильев, История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.) (Санкт-Петербург, 2000) (ВБ)
  210. Т. М. Васильева (пер., пред. и комм.), «Сказание о чудотворных иконах в “Послании восточных патриархов императору Феофилу”», в: Чудотворная икона в Византии и Древней Руси (Москва, 1996) 421–435
  211. В. Васильевский, «Законодательство иконоборцев», ЖМНП. Ч. 199 (Сентябрь 1878) 258–309; Ч. 200 (Ноябрь 1878) 95–129.
  212. В. Васильевский, Русско-византийские исследования. Вып. 2 (Жития свв. Григория Амастридского и Стефана Сурожского) (Санкт-Петербург, 1893)
  213. В. Васильевский, «О Гилло (Заметка по поводу статьи М. И. Соколова)», ЖМНП 263 (июнь 1889) 369–371.
  214. В. Васильевский, «Хроника Логофета на славянском и греческом», ВВ 2 (1895) 78–151
  215. В. Васильевский, П. Никитин, «Сказания о 42 Аморийских мучениках и церковная служба им», ЗИАНVII (1905) № 2.
  216. Г. Вейс, Внешний быт народов с древнейших до наших времен. Т. ΙΙ: История одежды и утвари в средние века (от IV-го до XIV-го столетия). Ч. 1: Византия и Восток (Москва, 1875)
  217. Великий патерик, или Великое собрание изречений старцев. Систематическая коллекция. Т. I. Пер. с древнегреч.: А. В. Марков, Д. А. Поспелов (Москва, 2005) (Bibliotheca hesychastica, 1)
  218. Византийская книга Эпарха. Вступ. ст., пер., комм.: М. Я. Сюзюмов (Москва, 1962)
  219. Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец. Пер. с греч.: С. Дестунис; прим.: Г. Дестунис (Санкт-Петербург, 1861)
  220. Византийские легенды. Изд. подг. С. В. Полякова (Санкт-Петербург, 2004) (Литературные памятники)
  221. Византийский медицинский трактат XI–XIV вв. Пер., вст. ст., комм.: Г. Г. Литаврин (Санкт-Петербург, 1997) (ВБ)
  222. Византийский сатирический диалог (Ленинград, 1986)
  223. Византия и византийские традиции. Памятники из фондов Эрмитажа и Русского музея (Ленинград, 1991)
  224. Витрувий, Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф. А. Петровского (Москва, 32005) (Из истории архитектурной мысли)
  225. В. Володин, Е. Ананьева (ред.), Камни мира (Москва, 2003) (Самые красивые и знаменитые)
  226. Вопросы и решения вардапета Анании Ширакца. Изд. и пр. И. А. Орбели (Петроград, 1918)

     

  227. Гелиодор, Эфиопика. Пер. с древнегреч. Ред. перевода, вступ. статья и комм.: А. Егунов (Москва, 1965)
  228. Геопоники. Византийская сельскохозяйственная энциклопедия Х века. Введ., пер. с греч. и комм. Е. Э. Липшиц (М.—Ленинград, 1960)
  229. Геродот, История (Москва, 2006) (Историческая библиотека)
  230. А. Гийу, Византийская цивилизация. Пер. с фр.: Д. Лоевский (Екатеринбург, 2005) (Великие цивилизации)
  231. Гиппократ, Избранные книги. Пер.: В. И. Руднев (Москва, 1994)
  232. Е. Е. Голубинский, История Русской Церкви. Т. Ι, вторая половина (Москва, 1997)
  233. Гомер, Илиада. Пер.: Н. И. Гнедич; изд. подг. А. И. Зайцев (Ленинград, 1990) (Литературные памятники)
  234. Гомер, Одиссея. Пер.: В. Жуковский; пред.: А. Нейхардт; прим.: С. Ошеров (Москва, 2003) (Книга на все времена)
  235. Ф. Готтенрот, Иллюстрированная история материальной культуры (Москва—Санкт-Петербург, 2001)
  236. Е. Э. Гранстрем, «К вопросу о византийском минускуле», ВВ 13 (1958) 222–245
  237. Е. Э. Гранстрем, «Рукописи из библиотеки византийских императоров в Ленинграде (Материалы для истории библиотек в Византии. II)», Палестинский сборник 23 (86) (1971) 17–25
  238. Святитель Григорий Богослов, Собрание творений. Т. I (Минск—Москва, 2000)
  239. В. В. Гурулева, «Византийские весовые знаки бывшего музея Русского Археологического института в Константинополе», Нумизматика и эпиграфика 16 (1999) 82–98 

     

  240. В. П. Даркевич, Светская праздничная жизнь Средневековья IXXVI вв. (Москва, 2006)
  241. В. П. Даркевич, Аргонавты Средневековья (Москва, 1976)
  242. С. Б. Дашков, Императоры Византии (Москва, 1997)
  243. Две византийские хроники Х века. Псамафийская хроника. Иоанн Камениата, Взятие Фессалоники (Москва, 1959)
  244. Г. Дестунис, «Очерки Константинополя», Вестник Императорского Русского Географического Общества 19 (1857) 1.III, 1–14; 2.III, 1–36
  245. Деяния Вселенских Соборов. Т. IV: VI и VII Собор (Санкт-Петербург, 1996)
  246. Дигенис Акрит. Пер., статьи и комм.: А. Я. Сыркин (Москва, 1994)
  247. Ш. Диль, Византийские портреты (Москва, 1994)
  248. Г. Дильс, Античная техника. Пер. и прим. М. Е. Сергеенко, П. П. Забаринского. Под ред. и с предисл. С. И. Ковалева (Москва—Ленинград, 1934)
  249. Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер.: М. Л. Гаспаров (Москва, 1979) (Философское наследие)
  250. Дионисий Ареопагит, Сочинения. Максим Исповедник, Толкования (Санкт-Петербург, 2002) (Библиотека христианской мысли. Источники)
  251. А. Дмитриевский, Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–Х в. (Казань, 1894)
  252. А. Дмитриевский, Хождение патриарха Константинопольского на жребяти в неделю ваий в IX и X веках (Ленинград, 1926)
  253. А. П. Доброклонский, Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Т. 1–2 (Одесса, 1913–1914)
  254. Добротолюбие в русском переводе. Т. 1–5 (Москва, 1990, репр. 1992)
  255. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов (Киев, 2001)
  256. Древний патерик, изложенный по главам (Москва, 1899, репр. 1991)
  257. Протоиерей Г. Дьяченкo, Полный церковнославянский словарь (со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) (Москва, 1993)

     

  258. Евагрий Схоластик, Церковная история (Москва, 21997) (Византийская серия)
  259. Еврипид, Трагедии. Пер. И. Анненского. Т. 1 (Москва, 1999) (Литературные памятники)
  260. Евсевий Памфил, Церковная история (Санкт-Петербург, 2005) (Александрийская библиотека)
  261. Л. А. Ельницкий, «Византийский праздник брумалий и римские сатурналии», в: Л. А. Фрейберг (ред.), Античность и Византия (Москва, 1975) 340–350.
  262. О. Ермаковская, «Византийские образованные женщины», Женский вестник (1907) № 3–6. 71–74, 107–110, 139–143

     

  263. Житие Андрея Юродивого. Вст. ст., пер., комм.: Е. В. Желтова (Санкт-Петербург, 2001) (ВБ)
  264. «Житие и деяния преподобного Антония Нового», Православный Палестинский Сборник 57 (Санкт-Петербург, 1907) 209–243
  265. Житие и подвиги св. Феодоры Солунской. Греч. текст и рус. пер.: Епископ Арсений (Юрьев, 1899)
  266. Житие преподобного отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исповедника Никиты, игумена Мидикийского. Пер., сост., статья: Д. Е. Афиногенов (Москва, 2001) (Святоотеческая письменность)
  267. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 1–12 (Москва, 1903–1911, репр. 1991–1992)

     

  268. В. Н. Залесская, Прикладное искусство Византии IVXII веков (Санкт-Петербург, 1997)
  269. В. Н. Златарски, История на Българската държава презъ средните векове. Т. 1. Ч. 1 (София, 1938)

     

  270. А. М. Иванцов-Платонов, К исследованиям о Фотие, патриархе Константинопольском (Москва, 1892)
  271. Монахиня Игнатия, «Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии», Богословские труды, 24 (Москва, 1983) 320–336.
  272. Иеромонах Иоанн, Обрядник Византийского двора (De ceremoniis aulae Byzantinae) как церковно-археологических источник (Москва, 1895)
  273. Преподобный Иоанн Дамаскин, Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения (Санкт-Петербург, 1893)
  274. Св. Иоанн Лествичник, Лествица (Санкт-Петербург, 1996)
  275. Св. Иустин Философ и мученик, Творения (Москва, 1995) (Библиотека отцов и учителей Церкви)

     

  276. Ф. Каврус, «Студийский скрипторий в IX в. (по материалам рукописей Москвы и Ленинграда)», ВВ 44 (1983) 98–111
  277. А. П. Каждан, «Византийские города в VIIXI вв.», Советская археология 21 (1954) 164–188
  278. А. П. Каждан, «Византийский монастырь XIXII вв. как социальная группа», ВВ 31 (1971) 48–70
  279. А. П. Каждан, Деревня и город в Византии IXX вв. Очерки по истории византийского феодализма (Москва, 1960)
  280. А. П. Каждан, Книга и писатель в Византии (Москва, 1973)
  281. А. П. Каждан, «Из истории византийской хронографии Х в.», ВВ 21 (1962) 95–117
  282. А. П. Каждан, «Сколько ели византийцы?», Вопросы истории 9 (1970) 215–218 — IV:67
  283. А. П. Каждан, «Хроника Симеона Логофета», ВВ 15 (1959) 125–143
  284. А. П. Каждан, И. С. Чичуров, «О структуре византийского общества VII–IX вв.», в: Византийские очерки (Москва, 1977) 107–137
  285. А. П. Каждан, в сотрудничестве с Л. Ф. Шерри и Х. Ангелиди, История византийской литературы (650—850 гг.). Пер. с англ. А. А. Белозеровой, Е. И. Ванеевой, В. Г. Герцик, О. В. Гончаровой, Е. Н. Гордеевой, З. Е. Егоровой, К. Н. Юзбашяна (Санкт-Петербург, 2002) (Византийская библиотека. Исследования)
  286. П. С. Казанский, Типик женского монастыря Пресвятой Богородицы Благодатной (Κεχαριτωμένης), основанного и устроенного императрицею Ириною, женою императора Алексея Комнина, по ее повелению и мысли составленный и изданный (Москва, 1879)
  287. Т. Каневский, «Выходы византийских императоров в церковь Св. Софии в праздники Рождества Христова и Богоявления», Труды Киевской Духовной Академии (Август 1872) 780–848
  288. И. Карабинов, Постная Триодь, исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов (Санкт-Петербург, 1910)
  289. Х. Кеннеди, Двор халифов (Москва, 2007)
  290. В. Я. Кисель, В. В. Рибери, Галерея античных философов. Т. III (Москва, 2002)
  291. Св. Климент Александрийский, Строматы. Пер. с древнегреч. и комм.: Е. В. Афонсин. Т. 1–3 (Санкт-Петербург, 2003)
  292. Книга правил святых апостол, святых Соборов вселенских и поместных и святых отец (Москва, 1893)
  293. Н. Кондаков, Византийские церкви и памятники Константинополя (Москва, 2006) (Восточнохристианский мир)
  294. Н. Кондаков, Греческие терракотовые статуэтки (Одесса, 1879)
  295. Н. Кондаков, История и памятники византийской эмали (Санкт-Петербург, 1892)
  296. Константин Багрянородный, Об управлении Империей. Текст, пер., комм. под ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева (Москва, 1991) (Древнейшие источники по истории народов СССР)
  297. Н. Ф. Красносельцев, К изучению «Типика Великой Церкви» (Одесса, б/г)
  298. Н. Ф. Красносельцев, Типик церкви Св. Софии в Константинополе (IX в.) (Одесса, 1892)
  299. Р. Краутхаймер, Три христианские столицы. Топография и политика. Пер. с англ.: Л. А. Беляев, А. М. Беляева; послесл.: Л. А. Беляев (Москва—Санкт-Петербург, 2000)
  300. Ю. Кулаковский, «Византийский лагерь конца Х века», ВВ 10 (1903) 65–90
  301. В. В. Кучма, Военная организация Византийской Империи (Санкт-Петербург, 2001) (ВБ)

     

  302. В. Н. Лазарев, История византийской живописи (Москва, 1986)
  303. Г. Ласкин, Георгий Кодин. О древностях Константинополя. Словарь (Киев, 1902)
  304. В. В. Латышев, «Византийская “царская” минея», ЗИАН XII, № 7 (1915)
  305. В. В. Латышев, «Мефодия патриарха Константинопольского, Житие преп. Феофана Исповедника», ЗИАН XIII, № 4 (1918) 1–40
  306. А. П. Лебедев, Борьба Христианской Церкви древних времен против увлечения азартными играми (Москва, 1889)
  307. А. П. Лебедев, История Константинопольских соборов IX века (Санкт-Петербург, 2001) (Византийская библиотека: исследования)
  308. Г. Лемигов, С. Мирнова (ред.), Серебро мира (Москва, 2004) (Самые красивые и знаменитые)
  309. Лев Диакон, История. Пер. М. М. Копыленко; ст.: М. Я. Сюзюмов; комм.: М. Я. Сюзюмов, С. А. Иванов (Москва, 1988)
  310. А. М. Лидов (ред.), Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники(Москва, 2006).
  311. А. М. Лидов, «Церковь Богоматери Фаросской. Императорский храм-реликварий как архетип сакрального пространства», в: К 2000-летию христианства. Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции (Санкт-Петербург, 2000) 37ff
  312. Е. Э. Липшиц, «Византийский ученый Лев Математик (Из истории византийской литературы в IX в.)», ВВ 2 (27) (1949) 106–149
  313. Е. Э. Липшиц, Очерки истории византийского общества и культуры VIII – первая половина IX века (Москва—Ленинград, 1961)
  314. Е. Э. Липшиц, «К вопросу о светских течениях в византийской культуре IX в. (Касия)», ВВ 4 (Москва, 1951)
  315. В. Д. Лихачева, Византийская миниатюра. Памятники византийской миниатюры IXXV веков в собраниях Советского Союза (Москва, 1977)
  316. В. Д. Лихачева, Искусство книги. Константинополь, XI век (Москва, 1976)
  317. Х. Лопарев, «Византийские жития святых VIIIIX веков», ВВ 17 (1910) 1–224; ВВ 18 (1911) 1–147; BB 19 (1912) 1–151
  318. Х. Лопарев, «Житие св. Евдокима», Известия Русского Археологического института в Константинополе 13 (1908) 152–252
  319. В. М. Лурье, «“Повествование отцов Иоанна и Софрония” (BHG 1438w) как литургический источник», ВВ 54 (1993) 62–74
  320. В. М. Лурье, при участии В. А. Баранова, История византийской философии. Формативный период (Санкт-Петербург, 2006)
  321. Д. Лэнг, Армяне. Народ-созидатель (Москва, 2004) (Загадки древних цивилизаций)
  322. Ф. Любкер, Иллюстрированный словарь античности (Москва, 2005)

     

  323. К. А. Максимович, Д. А. Морозов, «Неизвестные фрагменты “Катафемы” патриарха Мефодия I (843–847) против студитов Навкратия и Афанасия в Vat. Arab. 76», ВВ 62 (87) (2003) 264–282
  324. Я. А. Манандян, «Римско-византийские хлебные меры и основанные на них индексы хлебных цен», ВВ 2 (27) (1949) 60–73
  325. И. Мансветов, Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви (Москва, 1885)
  326. Марк Аврелий, Размышления. Пер. и прим.: С. М. Роговин; пер. стихов: В. Иванов (Санкт-Петербург, 2003)
  327. А. Н. Марченко, А. З. Нюркаева, «Этика труда по Книге Эпарха», в: Античность и средневековье Европы (Пермь, 1994) 175–182
  328. Л. К. Масиаль Санчес (пер., пред. и комм.), «Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII века», в: Чудотворная икона в Византии и Древней Руси (Москва, 1996) 436–463
  329. Абу-л-Хасан Али ибн ал-Хусайн ибн Али ал-Масуди, Золотые копи и россыпи самоцветов. Сост., пер., прим., комм.: Д. В. Микульский (Москва, 2002)
  330. Б. Мелиоранский, Георгий Кипрянин и Иоанн Иерусалимлянин (Санкт-Петербург, 1901)
  331. Б. Мелиоранский, «Из семейной истории Аморейской династии», ВВ 8 (1901) 1–37
  332. Т. А. Месхи, Жизнь и творчество византийской поэтессы IX в. Кассии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук (Тбилиси, 1988)
  333. Т. А. Месхи, Мудрая дева (Жизнь и творчество византийской поэтессы IX века Кассии) (Тбилиси, 1987) (на груз. яз.)
  334. Минея. Т. 1–12 (Москва, 1997) (на церковнославянском яз.)
  335. Монахинята-химнограф света преподобна Касиана (Асеновград, 1996)

     

  336. Навкратий Исповедник, «Окружное письмо. О смерти преподобного Феодора Студита», Христианское чтение (1837) Ч. 4. 217–246
  337. В. Нарбеков, Номоканон Константинопольского патриарха Фотия (Казань, 1899)
  338. Н. Заозерский (пер.), «Наставления инокиням и епитемии каждого греха Иоанна, патриарха Константинопольского Постника», Душеполезное чтение (Март 1901) Ч. 1. 433–445
  339. Никифор II Фока, Стратегика. Пер. и комм.: А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург, 2005) (ВБ)

     

  340. Д. Д. Оболенский, Византийское содружество наций (Москва, 1998)
  341. Овидий Публий Назон, Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии (Москва—Харьков, 2000)
  342. О стратегии. Византийский военный трактат VI века. Изд. подг. В. В. Кучма (Санкт-Петербург, 2007) (ВБ)
  343. Отрывки исследования В. Г. Васильевского «Супрасльская минея», ЗИАН VII, № 2 (1905) 91–113

     

  344. Памятники византийской литературы IXXIV веков (Москва, 1969)
  345. А. Пентковский, «Константинопольский и Иерусалимский богослужебные уставы», Журнал Московской патриархии (2001) № 4. 70–78
  346. А. Пентковский, «Студийский устав и уставы студийской традиции», Журнал Московской патриархии (2001) № 5. 69–80
  347. Платон, Избранные диалоги (Москва, 2002) (Бессмертная библиотека)
  348. Полиэн, Стратегемы. Общ. ред.: А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург, 2002)
  349. С. В. Полякова, Из истории византийского романа (Москва, 1979)
  350. С. В. Полякова, «Из истории византийской любовной прозы», в: Византийская любовная проза (Москва, 1995) 229–271
  351. С. В. Полякова, «Из истории греческого романа в Византии (“Эфиопика” Гелиодора в толковании Филиппа Философа и Иоанна Евгеника)», ВВ 31 (1971) 243–248
  352. С. Полякова, «Об античном романе», в: Ахилл Татий, Левкиппа и Клитофонт. Лонг, Дафнис и Хлоя. Петроний, Сатирикон. Апулей, Метаморфозы или Золотой Осел. Пер. с древнегреч. и лат. Прим. В. Чемберджи и др. (Москва, 1969) (Библиотека всемирной литературы) 5–20
  353. М. А. Поляковская, А. А. Чекалова, Византия: быт и нравы (Уральский университет, 1989)
  354. К. М. Попов, «Чин священного коронования: Исторический очерк образования чина», Богословский вестник (Апрель, 1896) 59–72
  355. Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения и послания, с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка (Москва, 1995)
  356. Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы, послание и слова (Москва, 1998)
  357. Продолжатель Феофана, Жизнеописания византийских царей. Пер., статьи, комм.: Я. Н. Любарский (Москва, 1993) (Литературные памятники)
  358. Прокопий Кесарийский, Война с готами. О Постройках. Т. 1–2 (Москва, 1996).
  359. Прокопий Кесарийский, Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. Пер., вступ. ст., комм.: А. А. Чекалова (Санкт-Петербург, 22001) (ВБ)

     

  360. Ф. М. Россейкин, Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского (Сергиев Посад, 1915)
  361. Д. Т. Райс, Византийцы. Наследники Рима (Москва, 2003) (Загадки древних цивилизаций)
  362. А. П. Рудаков, Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии (Санкт-Петербург, 1997) (ВБ)

     

  363. В. Сахаров, [рец. на:] К. Krumвacher, «Kasia», ВВ VII. Вып. 3 (1900) 465–471
  364. Светоний, Жизнь двенадцати цезарей (Москва, 2001) (Мировая классика)
  365. Сенека, Нравственные письма к Луцилию. Трагедии (Харьков—Москва, 2000) (Библиотека античной литературы)
  366. Симеона Метафраста и Логофета списание мира от бытия и Летовник собран от различных летописец. Славянский перевод хроники Симеона Логофета с дополнениями (Санкт-Петербург, 1905)
  367. С. Д. Сказкин (ред.), История Византии. Т. 2 (Москва, 1967)
  368. И. И. Соколов, Избрание архиереев в Византии IXXV вв. Избрание патриархов Александрийской Церкви (Санкт-Петербург, 2004) (Библиотека христианской мысли. Исследования)
  369. И. И. Соколов, Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204) (Санкт-Петербург, 2003) (Библиотека христианской мысли. Исследования)
  370. М. Соколов, «Апокрифический материал для объяснения амулетов, называемых змеевиками», ЖМНП. Ч. 263 (Июнь 1889) 339–368.
  371. С. Б. Сорочан, Византия IV–IX веков: этюды рынка. Структура механизмов обмена (Харьков, 20012)
  372. С. Б. Сорочан, «Организация гостиничной службы в ранней Византии», в: Античность и средневековье Европы (Пермь, 1994) 167–175
  373. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского (Санкт-Петербург, 1856, репр. 1994) (Писания св. отцов и учителей Церкви)
  374. Архиепископ Сергий (Спасский), Полный месяцеслов Востока. Т. I: Восточная агиология; т. IIIII: Святой Восток (Владимир, 21901; репр. Москва, 1997)
  375. Страбон, География в 17 книгах. Пер., ст. и комм.: Г. А. Стратоновский (Москва, 1964)
  376. Стратегикон Маврикия. Изд. подг. В. В. Кучма (Санкт-Петербург, 2004) (ВБ)
  377. Д. Сурдель, Ж. Сурдель, Цивилизация классического ислама (Екатеринбург, 2006) (Великие цивилизации)
  378. М. Я. Сюзюмов, Византийские этюды (Екатеринбург, 2002) (Античная древность и Средние века)

     

  379. В. В. Тараторин, Конница на войне (Минск, 1999)
  380. Р. Ф. Тафт, Византийский церковный обряд (Санкт-Петербург, 2000) (ВБ)
  381. Творения древних отцов-подвижников: св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. Пер., вст. ст., комм.: А. И. Сидоров (Москва, 1997) (Святоотеческое наследие)
  382. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. II (Москва, 1993)
  383. Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. Т. IΙΙ (Санкт-Петербург, 1907–1908)
  384. Творения святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского (Минск, 2001) (Православная библиотека)
  385. Ф. А. Терновский, С. А. Терновский, Грековосточная Церковь в период Вселенских соборов (Киев, 1883)
  386. Трïóдионъ, сíесть трипѣснецъ. Трïóдь пóстная (Москва, 2000) (на церковнославянском яз.)

     

  387. Ф. И. Успенский, «Византийская табель о рангах», Известия Русского Археологического Института в Константинополе. Т. III (1898) 98–137
  388. Ф. И. Успенский, Военное устройство Византийской империи (София, 1900)
  389. Ф. И. Успенский, История Византии. Т. 2 (Москва, 2005) (Классическая мысль)
  390. Ф. И. Успенский, Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов (Москва, 2001)
  391. Ф. И. Успенский, «Патриарх Иоанн Грамматик и Русь-Дромиты у Симеона Магистра», ЖМНП (Январь 1890) 1–35

     

  392. Преподобный Феодор Студит, Послания. Кн. 1–2 (Москва, 2003) (Святоотеческое наследие)
  393. Преподобный Феодор Студит, Малое оглашение. Слова (Москва, 2000) (Святоотеческое наследие)
  394. Преподобный Феодор Студит, Монастырский устав. Великое оглашение. Ч. I, II (Москва, 2001), Ч. III (Москва, 2002) (Святоотеческое наследие)
  395. Феофан Византиец, Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Приск Паннийский, Сказания (Рязань, 2005) (Византийская историческая библиотека).
  396. Феофилакт Симокатта, История (Москва, 1996)
  397. Феофраст, Исследование о растениях (Рязань, 2005) (Античная историческая библиотека)
  398. Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский, Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви (Чернигов, 1864; репр. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1995)
  399. Флавий Вегеций Ренат, Краткое изложение военного дела, в: Вестник древней истории № 1 (10) (1940) 231–299
  400. Б. Н. Флоря, Сказание о начале славянской письменности (Санкт-Петербург, 2004) (Славянская библиотека)
  401. Б. Л. Фонкич, «Византийские скриптории. Некоторые итоги и перспективы исследования», JÖB 31/2 (1981) 425–444
  402. Б. Л. Фонкич, «О датировке и происхождении парижского списка “Хронографии” Феофана (Cod. Paris. gr. 1710)», в: Византийские очерки. Труды российских ученых к XIX международному конгрессу византинистов (Москва, 1996) 183–186.
  403. Л. А. Фрейберг, «Античное литературное наследие в византийскую эпоху», в: Античность и Византия (Москва, 1975) 5–52
  404. Л. А. Фрейберг, «Византийская поэзия IVX веков и античные традиции», в: Византийская литература (Москва, 1974) 24–76
  405. Л. А. Фрейберг (ред.), Памятники византийской литературы IV–IX веков (Москва, 1968)

     

  406. Д. Хэлдон, История византийских войн (Москва, 2007) (Terra Historica)

     

  407. И. С. Чичуров, «Место “Хронографии” Феофана в ранневизантийской историографической традиции (IV – начало IX в.)», в: Древнейшие государств на территории СССР (Москва, 1983) 5–146

     

  408. С. Шестаков, О происхождении и составе хроники Георгия Монаха (Амартола) (Казань, 1892)

     

  409. Ю. Л. Щапова, Византийское стекло. Очерки истории (Москва, 2004)
  410. Ю. Л. Щапова, Очерки истории древнего стеклоделания (Москва, 1983)
  411. М. Щепкина, Миниатюры Хлудовской псалтири (Москва, 1977)

     

  412. Эзоп, Басни. Пер., вступ. ст., комм.: М. Л. Гаспаров (Москва—Харьков, 2003) (Книга на все времена)
  413. Эллинистическая техника. Сб. статей под ред. И. И. Толстого (Москва; Ленинград, 1948)
  414. Эсхил, Софокл, Трагедии (Москва, 2001) (Бессмертная библиотека)

     

  415. А. Яковлева, «Техника иконы», в: Т. В. Моисеева (ред.), История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность (Москва, 2002) 31–39
  416. Иеромонах Герасим (Яред), Отзывы о св. Фотие, патриархе Константинопольском, его современников в связи с историей политических партий Византийской империи (Санкт-Петербург, 1874)
  417. В. Н. Ярхо (сост.), Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: словарь-справочник (Москва, 2002)

 

 

***********************

 

 

Работы автора, опубликованные в процессе создания романа

 

1. «Преподобная инокиня Кассия, песнописица Константинопольская», Вертоградъ 1 (80) (2004) 3, 17–29

2. «Стихи св. инокини Кассии о монахах. Перевод с древнегреческого и комментарий», Вертоградъ 1 (80) (2004) 31–32

3. Богословская доктрина и историческая реальность императорской власти в Византии (Санкт-Петербург, 2005)

4. «“Волною морскою...”. Канон на Великую Субботу, составленный св. инокиней Кассией, песнописицей Константинопольской. Пер. с древнегреч. и комм.», в: Τέχνη γραμματική (Искусство грамматики). Вып. 2 (Новосибирск, 2006) 473–481

5. «Диалог Феофила и Кассии: литературная выдумка или реальность?», Scrinium. Т. 2: Universum Hagiographicum. Mémorial R. P. Michel van Esbroeck, s. j. (1934–2003). Éd. par B. Lourié et A. Mouraviev (Санкт-Петербург, 2006) 240–272

6. «Несколько замечаний по поводу Жития св. Евфимия Сардского», Ibid. 408–417

7. «La confession de Théophane et Théodore les Graptoi : remarques et précisions», Scrinium. Т. 4: Patrologia Pacifica and Other Patristic Studies. Éd. par B. Lourié et V. Baranov (Санкт-Петербург, 2008) 260–298

8. «Notices sur l'atmosphère intellectuelle à l'époque du second iconoclasme, Ibid. 318–340

I. Le fondement théologique du dialogue des frères Graptoi et Jean le Grammairien dans la Vie de Michel le Syncelle;

II. Jean le Grammairien et le monastère de Théotocos τών Ψιχά;

III. Saint Théodore le Stoudite, l'empereur Michel II et Thomas le Slave;

IV. Le Philosophe et le Théologien: à propos de l'homélie de Léon le Mathematicien sur l'Annonciation;
V. Η γυνή φιλόσοφος: S. Cassia de Constantinople et Platon».

9. «Слово Льва Математика и Философа, сказанное на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 25 марта 842 г. Перевод с древнегреческого и комментарий», Межвузовский периодический сборник научных трудов «История и теория культуры в вузовском образовании» (Новосибирск, 2008) 227–236.

10. «Канон об упокоении усопших, творение св. Кассии Константинопольской. Перевод с греческого и комментарий», Там же. 211–226.


© Монахиня Кассия (Т. А. Сенина): личная страничка